Главная - Новости - ННГУ поздравляет с Международным днём интеллектуальной собственности

ННГУ поздравляет с Международным днём интеллектуальной собственности

26 апреля 2021

В интеллектуальном портфеле университета на сегодняшний день – порядка 220 поддерживаемых патентов

26 апреля во всём мире объявлен Международным днём интеллектуальной собственности. Этот праздник, который отмечают с 2001 года, – актуальный повод познакомить наших читателей с миром интеллектуальной собственности, но не простым, а с миром ноу-хау, патентов, инновационных разработок нового классического Университета Лобачевского.

На вопросы о правовом регулировании инновационной деятельности вуза, о коммерциализации разработок, а также о существующих моделях взаимоотношений с авторами отвечают: начальник отдела интеллектуальной собственности Центра инновационного развития медицинского приборостроения ННГУ Александр Шарапов и начальник отдела коммерциализации технологий Центра инновационного развития медицинского приборостроения ННГУ Михаил Федотов.

Интеллектуальная собственность – это результат творческой деятельности, которая в университете происходит постоянно. Как и когда было принято решение создать службу охраны интеллектуальной собственности ННГУ?

Александр Шарапов: Патентная служба университета была создана ещё в советское время. Её появление, полагаю, было связано с развитием новых научных направлений, технических специальностей, увеличением объёма выполняемых НИОКР. По воспоминаниям коллег, за каждым факультетом/институтом Горьковского государственного университета были закреплены свои патентоведы, которые помогали изобретателям оформлять охранные документы на разработки. Потом было принято решение централизовать патентную службу. В 2000-х был создан патентно-лицензионный отдел, который являлся структурным подразделением Инновационно-технологического центра университета. Отдел менял название, реструктуризировался. Так, в 2013 году отдел вошёл в состав Центра коммерциализации и технологий, потом – Центра инновационного развития медицинского приборостроения ННГУ. 31 августа 2020 года приказом ректора был создан отдел интеллектуальной собственности. Таким образом, можно сказать, что история патентной службы ННГУ в современном виде насчитывает уже более 20 лет. За это время накоплен большой опыт ведения патентной работы и солидный портфель интеллектуальной собственности.

Помощники изобретателя, которые всегда находятся на переднем рубеже изобретений и открытий – это про вас? В чём заключается главная задача отдела интеллектуальной собственности ННГУ?

Александр Шарапов: Давайте для начала разберёмся, что такое «интеллектуальная собственность». Впервые этот термин был введён в оборот в 1967 году при учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Интеллектуальная собственность – это собирательное понятие, означающее совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Результаты интеллектуальной деятельности человека могут иметь самую разную форму, будь то произведение науки, литературы и искусства, изобретение, компьютерная программа, товарный знак или другое коммерческое обозначение. В российском законодательстве вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, регулируются четвёртой частью Гражданского кодекса РФ.

Основными объектами интеллектуальной собственности в университете являются изобретения, полезные модели и программы для ЭВМ. Права на изобретение или полезную модель удостоверяются патентом, на программу выдается свидетельство о государственной регистрации. Патент обеспечивает законную монополию на производство и использование какого-то инновационного способа или продукта и запрещает конкурентам его копировать. Другими словами, патент даёт стимул человеку или компании продолжать разработку и создание новых продуктов без опасения, что они будут незаконно использованы. Поэтому наша основная задача – это защита и охрана интеллектуальной собственности университета, оказание помощи учёным по защите своих разработок. Мы занимаемся оформлением соответствующих документов, сопровождением процесса патентования и регистрации в Роспатенте.

«Патентная база Соединённых Штатов Америки включает в себя описания патентов на изобретения и промышленные образцы, начиная с 1790 года. Отечественная патентная база имеет ретроспективу с 1924 года и включает как советские патентные документы (1924-1993 годов), так и российские (с 1994 года). Патентные документы СССР сейчас оцифровываются специалистами Всероссийской патентно-технической библиотеки, однако многие разработки до сих пор носят грифы “секретно” или “для служебного пользования”. По состоянию на 2020 год государственный патентный фонд насчитывает 149 666 400 документов»

Какими достижениями в патентной деятельности может похвастаться главный университет города с более чем столетней историей?

Александр Шарапов: В открытых реестрах Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) содержится информация о выданных патентах с 1994 года. С этого периода на имя Университета Лобачевского было выдано более 360 патентов на изобретения и полезные модели – это наиболее востребованные формы охраны интеллектуальной собственности. Ежегодно в ННГУ патентуется около 30-35 изобретений и полезных моделей. Основные изобретатели – сотрудники естественно-научных подразделений: НИФТИ, ИББМ, НИРФИ, физфака, радиофака. Наряду с изобретениями, полезными моделями в университете регистрируются программы для ЭВМ, которые преимущественно создаются на ИИТММ. Программы, математические методы, алгоритмы согласно нашему законодательству не являются изобретениями, они охраняются как объекты авторского права. Роспатент их регистрирует и выдает свидетельство о государственной регистрации программы. Интеллектуальный портфель ННГУ насчитывает более 200 программ для ЭВМ, зарегистрированных в Роспатенте. Собственно, наши учёные традиционно были сильны в изобретательстве. Несколько разработок университета отмечены дипломами Роспатента в номинации «100 лучших изобретений России» в 2012-м и 2015 годах. Также университет традиционно участвует в конкурсе на соискание премии Нижегородской области имени И.П. Кулибина. Хочу отметить, что в 2020 году активизировалось международное патентование. Подано шесть международных заявок по процедуре PCT (Patent Cooperation Treaty), три из которых посвящены мемристорам – это работа выполнена при поддержке мегагранта Правительства Российской Федерации (Соглашение №074-02-2018-330), реализуемого в Лаборатории стохастических мультистабильных систем (StoLab) научно-образовательного центра «Физика твердотельных наноструктур» ННГУ под руководством ведущего учёного – профессора

Бернардо Спаньоло. Так вот, эти заявки прошли международную экспертизу, и мы можем патентовать эти разработки в других странах, получать национальные патенты. Ещё три заявки – это мегагрант по тематике искусственного интеллекта и машинного обучения профессора Александра Горбаня.

Изобрести что-то новое можно не только в естественно-научных направлениях, но и в гуманитарных. В каких сферах преимущественно патентуются разработки университета? Есть ли в гуманитарных направлениях патенты?

Александр Шарапов: Поскольку изобретение – это техническое решение какой-либо задачи, то, конечно же, основными генераторами новых продуктов и технологий являются «технари». В основном в университете патентуются разработки в области нанотехнологий, радиофизики, биомедицины, получения новых материалов. По гуманитарным направлениям у нас есть несколько патентов, но их немного. Зато гуманитарии могут отыграться и взять реванш в сфере авторского права и дизайна: можно запатентовать оригинальный внешний вид изделия, в качестве промышленного образца, зарегистрировать товарный знак.

Выдача патента – это раз и навсегда? Зарегистрировали изобретение или программу, выдали патент или свидетельство и можно успокоиться?

Александр Шарапов: У всего есть свой срок… Срок действия исключительного права на полезную модель – 10 лет, изобретения – 20 лет. Каждый год нужно подтверждать заинтересованность в своём патенте, ежегодно оплачивать патентные пошлины для поддержания его в силе. Общее количество поддерживаемых патентов ННГУ на сегодняшний день составляет порядка 220 патентов.

К разговору о достижениях и гордости… Чем гордится отдел интеллектуальной собственности ННГУ?

Александр Шарапов: Наша гордость – это наши кадры. Я очень счастлив, что имею возможность работать с мастерами своего дела: Александром Борисовичем Челноковым и Людмилой Вячеславовной Гришиной. У Александра Борисовича стаж патентной деятельности отсчитывается с 1977 года. Он неоднократно награждался дипломами, благодарственными письмами, в том числе международными, и как изобретатель, и за профессиональную деятельность патентоведа. В 2011 году он получил Почётный знак Роспатента, в 2017 году – благодарственное письмо ректора ННГУ. В 2019 году Александр Борисович победил во Всероссийском конкурсе «Ветеран патентной службы». Людмила Вячеславовна Гришина работает в области защиты интеллектуальной собственности с 1998 года, в 2002-м стала патентным поверенным РФ, а в 2020 году стала единственным в Нижегородской области Евразийским патентным поверенным и может представлять интересы изобретателей на Евразийском пространстве.

«До 2008 года в Университете Лобачевского регистрировали несколько патентов в год. Начиная с 2008 года произошёл заметный рост в изобретательской активности и патентовании вуза. В 2016 году университет получил 31 патент, в 2017 году – 39, в 2018 году – 32, в 2019 году получили 38 патентов, в 2020 году вмешалась пандемия, и было получено 17 патентов.

Патентовед – штучный товар?

Александр Шарапов: Специалисты в области патентного и авторского права очень востребованы и, к сожалению, малочисленны. Согласно статистике Роспатента, численность персонала патентных подразделений – 0,05 % от общей численности сотрудников. То есть пять сотых процента персонала задействовано в работе с интеллектуальной собственностью на предприятиях. Это ничтожно малая цифра, можно сказать на уровне погрешности. Конечно, есть программы повышения квалификации и переподготовки в области интеллектуальной собственности, например в РГАИС, ФИПС, НАТТ, но это не покрывает потребности страны в патентных кадрах. У нас в городе так же ощущается дефицит специалистов в области IP (Intellectual Property). Поэтому в Университете Лобачевского разработана программа по инновационному предпринимательству, в которой обязательным блоком идет защита прав на результаты интеллектуальной деятельности. Я надеюсь, что выпускники этой программы обратят свой взор на такую интересную и актуальную тему, как защита интеллектуальной собственности.

«Экспертиза заявок в Роспатенте состоит из двух частей: формальная экспертиза и экспертиза по существу. Формальная экспертиза проверяет соблюдение формальных требований, предъявляемым к материалам заявки, в том числе к формуле изобретения, комплектности документов и уплате пошлин. В случае положительного решения проводится экспертиза по существу. Эксперты проводят патентный поиск и оценивают патентоспособность разработки по трём критериям: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость. Если разработка удовлетворяет всем требованиям, то выносится решение о выдаче патента. Раньше экспертиза шла около года, теперь с введением электронного документооборота сроки сократились в среднем до полугода с момента подачи заявки до выдачи решения. Программа для ЭВМ – регистрируется в течение месяца»

Как происходит процедура получения правообладателем патента? В нашем случае – это университет. С чем предстоит столкнуться молодым специалистам, обучающимся в вузе, которые захотят запатентовать то или иное изобретение или программу?

Александр Шарапов: Совместно с коллегами из правового управления была проделана большая работа по актуализации локально-нормативных документов ННГУ в области интеллектуальной собственности. В университете действует Положение в области интеллектуальной собственности, которое, в том числе, регулирует вопросы обеспечения правовой охраны и распределения прав на создаваемые в ННГУ результаты интеллектуальной деятельности. Согласно нормам Гражданского кодекса и положению, исключительное право на созданный в университете результат интеллектуальной деятельности, имеющий служебный характер, то есть созданный в связи с выполнением трудовых обязанностей и по конкретному заданию от работодателя, принадлежит университету и юридически закрепляется за ННГУ. Патент или свидетельство в таком случае будут выданы на имя ННГУ. В то же время исключительное право на создаваемые обучающимися курсовые, выпускные квалификационные работы и диссертации принадлежит обучающимся ННГУ. За авторами в любом случае сохраняются личные неимущественные права – право авторства, а также в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, иные личные неимущественные права (например, право на имя), которые принадлежат автору результата интеллектуальной деятельности и не могут быть им отчуждены или переданы.

Что касается процедуры, через которую должен пройти изобретатель, то она не сложная. Согласно Положению, автор должен заполнить всего лишь один документ – уведомление о создании служебного результата интеллектуальной деятельности. В нём он приводит авторов, наименование научной темы, в рамках которой создан результат, описывает суть своей разработки. Это уведомление он приносит к нам в отдел интеллектуальной собственности. Мы его регистрируем, проверяем, направляем на университетскую комиссию по интеллектуальной собственности. Члены комиссии оценивают целесообразность правовой охраны разработки, рекомендуют форму защиты. Например, можно техническое решение запатентовать, а можно сохранить эту разработку в качестве секрета производства (ноу-хау). Решение комиссии утверждает ректор и дальше уже уведомление попадает в работу к патентоведу, который проводит патентный поиск и осуществляет подготовку патентной заявки на отправку в Роспатент. Дальше проходит экспертиза в Роспатенте.

Михаил Федотов: Разработка становится инновацией, когда кто-то хочет это купить. До этого момента – это решения, которые могут патентоваться, но они могут быть никому не нужны. Университет, который в результате исследований получает научные результаты, из которых можно оформить базовый патент. Это могут быть технологии, на базе которых могут появляться трансферы (новые продукты) в различные сферы экономики. То есть нужно найти конкретные сегменты экономики, где они будут удовлетворять потребности и решать проблемы. Тут включается в работу отдел коммерциализации ННГУ. Мы занимаемся тем, что пытаемся найти объекты коммерциализации в материалах результатов интеллектуальной деятельности – так называемые спин-оффы, чтобы запатентованный продукт или технология были действительно рыночными, конкурентными. Университет проводит очень много исследований, и для того чтобы внедрить, нужно найти объекты внедрения. Это наша история.

То есть для вас важно создать благоприятные условия, при которых научные знания с помощью правовой защиты и трансфера технологий внедрялись в реальную жизнь, экономику?

Александр Шарапов: Мы этому максимально способствуем, поскольку заинтересованы в увеличении количества патентов, повышении их качества и изобретательской активности университета. Предупреждаем наших авторов, что в первую очередь желательно подать заявку на изобретение, а потом публиковать статьи и выступать на конференциях, поскольку одно из требований получения патента – это нераскрытие информации, сохранение условия новизны изобретения.

Михаил Федотов: Если продолжать разговор о коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, то мы попытались сделать эту историю системной. Новый создаваемый объект коммерциализации, новая технология – это ещё не продукт. Когда мы этот объект, технологии просто приносим на предприятие, то представители предприятия не могут сразу сообразить, где их можно использовать. В числе задач нашего отдела – разработать наиболее эффективный способ (трансфер) интеграции изобретения или технологии в производство. Это то, что называется «классика жанра инновационного процесса». Мы в самом начале этого пути. На сегодняшний день апробируем специальную методику, разработанную на основе опыта зарубежных коллег и включающую в себя элементы Customer development. Мы используем цифровую платформу «Акселератор стартап проектов Spaccel». Благодаря этому ПО и нашей команде специалистов, владеющих методикой CustDev молодой человек может понять, как нужно действовать, чтобы найти потенциального потребителя созданных инновационных продуктов. Эта методика подразумевает четырехкратное общение с рынком, включая процессы: генерации гипотез проблем сегмента и их валидации, генерации ценностного предложения, проверки ответной реакции со стороны рынка на эту гипотезу, создания минимального функционального продукта. Как результат – создание прототипа продукта, подтвержденного рынком, с которым можно выходить на инвесторов.

Чтобы вы хотели пожелать молодым учёным, которые полны идей и готовы их воплощать?

Александр Шарапов: Хочется пожелать нашим авторам, изобретателям новых креативных идей, творческой активности, вдохновения, реализации задуманных планов, а мы в свою очередь поможем запатентовать их разработки.

Михаил Федотов: Молодые люди могут гораздо больше, чем им кажется. Стоит подавлять в себе желание делать по шаблону, идти по проложенной колее. Я считаю, что это пустая трата времени. Нужно не бояться прокладывать свой собственный путь, не бояться ошибаться, находить инсайты, общаться с инвесторами, открывать новые области применения своего продукта.

Беседовала Анастасия Степанова.

Источник: unn.ru